Aмeрикaнскиe физики и искусствoвeды сoздaли мeтoдику, пoзвoляющую фaктичeски мгнoвeннo вычислять пoддeлки картин Василия Кандинского, Винсента ван Гога, Эдварда Мунка и других известных экспрессионистов начала XX века, облучая их лазером, передает Tengrinews.kz со ссылкой на РИА Новости.
Описание методики было опубликовано в журнале Science Advances.
«Рынок шедевров искусства сейчас находится в тяжелом состоянии. Недавний скандал, связанный с галереей Кнедлера, продавшей коллекционерам сразу несколько подделанных работ экспрессионистов за десятки миллионов долларов, сделал и музеи, и ценителей искусства крайне осторожными. Наша методика позволит им легко оценивать возраст и происхождение уже известных и новых работ этих художников», — заявила Корина Рогге (Corina Rogge) из Музея изобразительного искусства в Хьюстоне (США).
Большие проблемы, как отмечает Рогге, возникают у ученых с картинами, написанными в начале прошлого столетия. Экспрессионисты, импрессионисты и другие художники того времени использовали почти современные краски, чей химический состав и структура очень близки к тому, что используют живописцы сегодня. Это открывает большой простор для авторов фальшивок, так как отличить их работу от оригиналов на химическом или изотопном уровне достаточно сложно.
Ученые открыли достаточно простой и безопасный для картин способ обнаружения подделок, изучая химические свойства белых красок на базе двуокиси титана. Эти пигменты, как отмечают ученые, появились в начале XX века и достаточно быстро стали популярными. Методика их изготовления заметно поменялась за последние сто лет, однако у физиков и химиков не было надежных индикаторов того, как именно она была произведена.
Изначально белая краска изготовлялась в ходе сложной химической реакции, во время которой промышленники или сами художники смешивали ильменит, соединение титана, железа и кислорода, с сульфатами кальция и бария. Эта смесь постепенно осаждалась на дне сосуда, формируя чистую двуокись титана. Позже пигмент начали изготовлять «напрямую», минуя фазу совместного осаждения.
Американские искусствоведы выяснили, что отличает «древнюю» и современную белую краску, «обстреливая» картины разных эпох при помощи лазера и наблюдая за тем, как меняется спектр его луча при отражении от полотна.
Все старые картины, как заметили ученые, порождали необычные пики в этой цветовой «радуге», аналогов которых физики раньше не видели. Изучив литературу, ученые пришли к выводу, что они были порождены атомами неодима, церия, лантана и других редкоземельных элементов, «затесавшихся» в белые пигменты начала XX века благодаря тому, что они присутствовали в тех месторождениях ильменита, где был добыт этот минерал производителем красок.
Более того, доли этих элементов, как обнаружили ученые, достаточно точно отражали то, когда именно была изготовлена краска и где она была добыта, опираясь на некоторые другие особенности их состава. Это позволяет не только отличать фальшивки от оригиналов, но и дополнить биографию и раскрыть тайны работы многих экспрессионистов, раскрывая источники их красок.
Еще быстрее, чем на сайте! Читайте наши новости в Telegram. Подписывайтесь на @tengrinews.