Прoизвeдeния искусствa, кoтoрыe мы считaeм шoкирующими и эрoтичными или жeстoкими, в Дрeвнeм Римe этo былo впoлнe приeмлeмo.
Житeли Дрeвнeгo Римa, чтoбы нaслaдиться искусствoм, пoлнoe нaсилия и сeксa. Нeкoтoрыe культуры тoй эпoxи мoгут пoкaзaться нaм oбвинeниe в нeпристoйнoсти и жeстoкoсти, нo римлянe мoглa бы смoтрeть нa ниx другими глaзaми, пишeт aвтoр BBC o культурe.
В вoсeмнaдцaтoм вeкe былa дeйствитeльнo бoльшaя удaчa для aрxeoлoгoв. Имeннo тoгдa был oбнaружeн oстaнки Пoмпeи и Гeркулaнум — Римскoгo гoрoдa, пoгибшeгo при извeржeнии вулкaнa Везувий в 79 году нашей эры. Только одной вилле папирусов неподалеку от Геркуланума в промежутке между 1750 и 1761. из-под слоя золы копать 85 античных скульптур.
Но были и неловкие моменты. Представьте, как это было, чтобы чувствовать себя члены поисковой партии весной 1752, откапывая в присутствии правителя Неаполитанского Королевства Карла VII в самых гнусных найденных в скульптурах Вилла. Вырезанные из цельного куска итальянского мрамора, он был богом плодородия и скотоводства пана заниматься любовью с козой.
Правой рукой пан крепко держит лохматого козла борода, потянув лошадь к нему и глядя ему прямо в глаза. Король-это непосредственное обнаружение, мягко говоря, смущает.
В отличие от большинства предметов, найденных в XVIII веке на руинах Помпей и Геркуланума, эту скульптуру спрятали от общественности. Вижу, что это возможно только с разрешения монарха. Однако, в дополнение к ужасу Находка вызвала и любопытство. Слухи о непристойных скульптур разбросаны по всей Европе, и он быстро стал объектом паломничества англичан, делающих Гранд Тур (обязательно среди европейских аристократов, образовательные туры).
Британский скульптор того времени Джозеф памяти Nollekens воссоздал скульптуру в терракотовой реплики, хотя в его исполнении глаза ошибки довольно Козерога удивлена вниманием пана, и зверь с Римского оригинала выглядит почти покорным.
Один из самых противоречивых произведений античности — статую Бога животноводства и скотоводства пана с козой, найденного в развалинах Геркуланума в 1752 году
Не зная, Nollekens отметил в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал может выглядеть как римлянами гораздо менее вызывающим. Разные культуры имеют разные представления одного и того же явления. Произведения искусства, которые мы отвратительно рассматривать эротические или жестокие, в Древнем Риме это было вполне приемлемо.
В наше время скульптура пана с козой вновь у публики учащенный пульс. Обычно можно увидеть в секретном кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов Римского искусства. И в 2013 году, и на полуострове в Лондоне в Британском музее выставка «жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». Неприметная табличка на входе предупреждала посетителей, что выставка «включает материалы откровенного содержания».
Злыдень сады
В наши дни очень заманчиво для определения скандальную находку в категорию эротики низкого пошиба, но не будем спешить. Вилла папирусов хранится библиотека из сотен свитков. Наверное, хозяин был хорошо образованным и начитанным.
Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина виллы ему хотелось шокировать гостей непристойностями. Однако даже беглое знакомство с Римским образом жизни, становится очевидным, что такого объяснения не достаточно. В наше время люди часто ставят их у себя в саду декоративные фигурки гномов. Но римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемый рычащими охотничьими собаками. Собака кусает за уши жертв, вонзая когти глубоко в оленью плоть.
Типичный образец жестокости в римском искусстве, датируемый 1-79 нашей эры и был найден в Геркулануме: два оленя, на которого нападает стая собак
Хотя непристойности в этих скульптурах нет, они, однако, представляют собой весьма жестокое зрелище. И, несмотря на несомненное мастерство ваятеля, по нынешним меркам, столь будоражащие воображение сцены могут показаться не вполне уместными, как садовые украшения. Так как он стоит на выставке в том же зале мраморная статуэтка подвыпившего пузатого Геракла, с намерением избавиться от.
Но Римлянам такого рода искусство было по вкусу. Одна из моих любимых Древнеримских скульптур — бородатый сатир Марсий, привязанный к дереву и ждет страшное наказание. С ним будут вычтены кожу за дерзкий вызов на музыкальный поединок, брошенный Богу Аполлону. До нашего времени сохранилось несколько статуй, изображающих эту сцену — в том числе вырезанных из мрамора с розовыми прожилками, от цвета, у меня мурашки по коже. Так и представляю, кровавого мяса, что с обнаженным ножом палача.
Один из немногих сохранившихся статуй сатир Марсий, привязанный к дереву. Проиграв музыкальное состязание Аполлону, Марсий был приговорен к смерти экскориации
Подобное ощущение, и знаменитая мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная в саду Ватиканского Дворца Бельведер папой Юлием II в 1506 году, искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, бьющегося в судорогах конечностей, обвиненіе быстрыми, как молнии, морскими змеями, на протяжении веков преследуют воображение Западного человека. Эта скульптура вдохновила бессчетное количество художников и писателей-от Микеланджело до Диккенса.
Мраморная статуя, из 1-79 объявление, описывает Геркулес в плохой этап увлажнения после пьянки
Неудивительно, что древние римляне, которые считали служение государству и авторитет власти великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытных инстинктов в искусстве. В конце концов, они устроили гладиаторские игры, в которых побывали дикие звери и осужденные преступники были ничем иным, как вариантом ритуальных человеческих жертвоприношений. Древний Рим был любопытной смесью цивилизации и варварства.
Спорная скульптура
Как вы можете видеть из примера скульптуры пана и козы, секс играл в Римской культуре не менее важны, чем насилие. Несколько лет назад, снимая для Би-би-си документальный сериал под названием сокровища в Древнем Риме, я посетил раскопки Помпей. Тот факт, что на одном из городских борделей, оформленные с явным эротические фрески, меня не особо удивил, однако мне показалось странным, что многие здания украшены табличками отображение полового члена во время эрекции.
Мраморная скульптурная группа, изображающая троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, тщетно пытающихся освободиться от удушающих объятий морских змей, которых они посланным Посейдоном
Одной из первоначальных теорий, эти таблички указывали дорогу к ближайшему государственно-дома, из которых Помпеях было предостаточно — по некоторым оценкам, как минимум 35 заведений на город с населением около 12000 человек. Но теперь большинство исследователей склонны думать, что фаллический символ играл во времена античности в качестве своеобразного амулета, оберега от злых сил.
Эта версия объясняет наличие фаллоса и в других контекстах Римской культуры: выставка в Британском музее, например, один из экспонатов представляет собой любопытный объект, известный как tintinnabulum — крылатый фаллос, имеет собственный фаллос и львиными лапами и хвостом, отстранен от конечностей из пяти колоколов. Хотя tintinnabulum обнаружили в Помпеях, он, вероятно, не будет слишком неуместным дополнением к обстановке на вилле папирусов в Геркулануме, звон в саду ударами ветра, и посетители рассматривают скульптуру пана сексом с козой.
Tintinnabulum представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными колокольчиками
Такие выставки, как «жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим древним предкам. Бронзовый бюст римского банкира, настолько важно, что кажется, что это возможно, чтобы захватить указанные свойства. В костном США по-прежнему остается розового цвета, который, возможно, неизвестные нам Римская Матрона вновь используется в качестве румян.
Но смотрю на вещи как пан с козой, и Древний мир вновь отодвигается во времена средневековья, и на долю нашей цивилизации две тысячи лет стать непреодолимым разрыв. Мы никогда не сможем полностью понять, какое впечатление этот памятник произвел на римлян. Может быть, то, что мы воспринимаем как разврат и насилие, вызывало у них приступы смеха. Единственное что можно сказать с уверенностью, отношение древних римлян к сексу и насилие, радикально отличались от наших.